вторник, 22 января 2019 г.

Санкт-Петербургский Клуб фотоохотников на фестивале "Первозданная Россия" в Москве

18 января 2019 года в Москве открылся VI Общероссийский фестиваль "Первозданная Россия", который будет идти в Центральном Доме Художника до 17 февраля, а потом проедет по разным городам России. Санкт-Петербургский Клуб фотоохотников ЛООиР подготовил несколько своих проектов, все из которых прошли строгий отбор организаторов фестиваля и были представлены как фотографиями в выставочных залах так и выступлениями петербургских фотоохотников перед коллегами и зрителями.

Традиционно команда представителей фотоклуба ездит в Москву на открытие фестиваля. Встретиться с друзьями, посмотреть необыкновенные работы коллег-фотографов из всех уголков нашей страны и представить свои, прочувствовать искрящуюся атмосферу праздника. В этом году гости фестиваля увидели шесть проектов Санкт-Петербургского Клуба фотоохотников. "Нижне-Свирский государственный природный заповедник", "Макрокласс: заповедная природа крупным планом", "Пауки Владимира Нейморовца", "Предзимье на Курильском озере или Пора в берлоги", "Мандаринка" и проект, посвящённый старейшему и легендарному члену фотоклуба Евгению Петровичу Горинову.

Нижне-Свирский государственный природный заповедник



В разработке идеи проекта совместно с фотоклубом  участвовала Анна Панкевич заместитель директора по экологическому просвещению заповедника. Он расположен в Ленинградской области на юго-восточном побережье крупнейшего в Европе Ладожского озера. Среднетаёжные леса, в которых обитают множество удивительных зверей и птиц. Санкт-Петербургский Клуб фотоохотников всегда был другом и партнёром Нижне-Свирского заповедника.



Слово Анне Панкевич.

"Здесь в этой должности я работаю не так давно, всего два года, и сейчас нахожусь в состоянии поиска. С Клубом фотоохотников я познакомилась практически сразу. Они общались с предыдущими сотрудниками, не хотели терять связь с заповедником и сразу вышли на контакт, чему я была очень рада. Моя работа по экологическому просвещению в первую очередь состоит в популяризации идей охраны природы. Увидев впервые информацию о предстоящем фестивале "Первозданная Россия", я загорелась мыслью принять в нём участие. Председатель Санкт-Петербургского Клуба фотоохотников Сергей Кузнецов и члены фотоклуба  активно поддержали эту идею.


Мы начали готовиться в начале прошлого года, как только закончился V фестиваль. Отбирали фотографии. У нас в заповеднике есть совершенно замечательный фотограф Анатолий Смирнов и большой фотоархив. И несколько членов фотоклуба регулярно приезжают к нам на фотоохоту. Всей организацией и отбором фотографий занимался Клуб фотоохотников. Мне сложно представить как происходил выбор, ведь снимки один другого краше. Но они выбрали и в результате мы попали на этот фестиваль, на такой большой форум, Нижне-Свирский заповедник впервые в истории. Я считаю, это наша большая победа."


В этом проекте представлены фотографии постоянных участников фестиваля "Первозданная Россия", победителей и финалистов многих престижных конкурсов Сергея Кузнецова, Валерия Шишенкова, Константина Шатенева и Анатолия Смирнова. У каждого снимка всегда своя интересная, а для фотографа незабываемая, история.

Сергей Кузнецов, председатель Клуба фотоохотников ЛООиР.


"Наш Клуб на протяжении многих лет сотрудничает с Нижне-Свирским заповедником. Это по-настоящему плодотворные взаимоотношения, в которых заинтересованы обе стороны. При первой возможности я стараюсь поехать в заповедник, чтобы пофотографировать нетронутую природу.

В наш клубный фотопроект о заповеднике вошли две мои фотографии.
Первую я сделал пару лет назад - это фотография средних кроншнепов во время весеннего перелёта. Снята она на берегу Ладожского озера на орнитологической станции, расположенной в бывшей деревне Гумбарицы. Весной и осенью здесь можно встретить большое количество разнообразных перелётных птиц.


Вторая фотография была сделана весной прошлого года. В эту поездку я фотографировал лосей, бобров, ондатру, уток, куликов и других животных. Самой запоминающейся была встреча с двумя лосями, к которым я подошел довольно близко и при этом остался незамеченным. А самым лучшим кадром, сделанным в эти дни, я считаю фотографию кулика перевозчика, снятую в контровом свете. В тот день я с самого раннего утра находился в съёмочной палатке и караулил ондатру. Недалеко от меня по берегу бегал кулик перевозчик. Вскоре он оказался совсем близко и мне удалось сделать этот снимок. Именно его и отобрали в наш фотопроект."



Валерий Шишенков о фотографии "Глухарь"


"Как в своё время рассказывал нам известный орнитолог и один из основателей Санкт-Петербургского клуба фотоохотников Юрий Болеславович Пукинский, глухариные тока можно найти везде на границе болот. В Ленинградской области, если провести линии между глухариными токами, это как раз и будут границы болот. То-есть везде, где есть сосновый лес, и где он примыкает к болоту, должен быть глухариный ток. Конечно, это относится к малопосещаемой местности и где нет бродячих собак. Причём глухариный ток от других токов, например, от токов тетеревов или рябчиков отличается тем, что он довольно разбросан. Глухари птицы крупные. Они обозначают свои участки, и этот участок охраняют. Ну и такой явной драки, как у тетеревов, например, у которых тока плотные, по три по четыре драки одновременно происходит, если большой ток, у глухарей такого нет. Глухари дерутся в основном на границах своих территорий. Если увидит соперника-нарушителя, тогда подбежит, чтобы его прогнать. Завязывается драка. Поскольку диаметр его территории бывает метров 150-200, поэтому очень тяжело этот процесс снимать.


Глухарей я начал снимать очень давно. Это было ещё "в прошлой жизни", что называется, в советское время. Ничего, на первый взгляд, сложного нет, но когда ставишь перед собой какую-то конкретную задачу, конечно сложности возникают. Когда-то у меня была задача просто научиться находить тока. Я ее выполнил. Находил тока сначала по чертежам, по тому, как птицы прилетают на ток, где они дерутся или хлопают крыльями, «застолбив» свое место на вечерней зорьке. Потом задача расширилась. Но вообще в голове всегда стояла картина, в которой глухарь должен сидеть на нижнем сучке сосны, на фоне ясного неба или на какой-то возвышенности и токовать. И вот спустя пару десятков лет это воплотилось в двух фотографиях. Это одна из них.


Всегда, когда вы снимаете в естественном лесу, который мало посещают люди, там есть валежник. И надо иметь в виду, что психология глухаря такая, что он всегда хочет показать себя. Он петух, он главный, он так думает, конечно. Но на своём участке он действительно главный. Им нужно показать себя, чтобы на него обратили внимание, чтобы его заметили. А для этого, кроме того, что он токует, голосом призывает, подскакивает на месте, с места на место перелетает, он также забирается на всякие возвышенности, в том числе на валежник. И тут возникает интересный момент. Ему мало того, что он заберётся на него, ему нужно выходить, как модель идёт по подиуму. И вот он, не спеша шагает, токует и показывает вот я какой я самый сильный, смелый и так далее.

Это один из снимков, который удалось снять и очень хорошо это видно. Это естественный валежник, который лежал в метрах двенадцати от засидки. Глухари такие животные, они привыкают к обстоятельствам, которые есть на току. Засидку я ставлю заранее, может быть даже осенью. В прошлом году на этого глухаря засидка была поставлена в январе. Ее засыпало снегом. Когда пришло время токования, где-то в конце марта начале апреля, я туда приехал, посмотрел, все стоит на месте, следы присутствия птиц есть. Ну и конечно есть один такой момент для тех, кто захочет это дело снимать. Засидки (палатки) нужно делать так, чтобы их можно было легко с места на место в пределах 50-60 метров переставить. Это потому, что никогда не бывало так, чтобы глухарь с точностью до одного метра из года в год токовал. У него есть определенный участок. В этом году, допустим, у него справа сосед очень активный, глухарь к нему смещается, и стережёт свою территорию. В другом году где-то слева. А потом у вас возникают новые идеи - аппетит приходит во время еды. Вам хочется не только снять, как он токует где-то, хочется драку снять, или как он взаимодействует с самкой. Вот таким образом фотографии и рождаются, то есть от малого к большему, маленькими шажками. Если упорно этим заниматься, то можно все сделать."


Константин Шатенев об истории съёмки фотографии "В заповедной глуши"


 "На фотографии  лосиха за стволами деревьев. Это было года три назад летом в конце июня. Я находился в самом центре Нижне-Свирского заповедника. Бродил  в тех местах, где прошлым летом мы с моим сыном увидели медведя. Косолапый  тогда от нас, к сожалению, ушёл, скрывшись за деревьями, не захотел фотографироваться. Поэтому, я решил проверить этот сосновый лес, где тогда произошла такая интересная  встреча. И вот я иду по дороге, и слышу, что с правой стороны постоянно что-то похрустывает…. Через некоторое время я  увидел лосиху, которая шла параллельно со мной  в ста метрах справа. Идёт и не отстаёт от меня. За деревьями её, естественно, не сфотографировать.  Остановился, стал ждать. Лосиха обогнала меня, перешла дорогу  спереди от меня и начала обходить  кругом.  Я предположил, что скорее всего у неё где-то лежит спрятанный  лосёнок, а она меня просто сопровождает, не понимая, кто я  такой и что от меня ждать, всё-таки в заповеднике люди редко появляются и животные привыкли, что  их не беспокоят. А здесь, кто-то  нарушает их спокойствие!  И вот она начала ко мне подходить. Я стоял за стволом сосны и не шевелился и  приготовившись к съёмке. Она подходила ко мне всё ближе и ближе и вот уже она в сорока метрах.. И  тут-то я  и сделал этот снимок … лосиха  в сосновом лесу за стволами деревьев… Немного везения, немного умения "


"Макрокласс: заповедная природа крупным планом"

Это совместный проект Юлии Втюриной и Григория Пожванова.


Григорий Пожванов: "Так сложилось, что мы в основном интересуемся фотографией флоры, хотя, естественно, обращаем внимание на интересные сюжеты и в животном мире или, например, на грибы. Но на выставке представлена только растительность, причём растительность под взглядом с двух перекрывающихся углов.

Во-первых, это взгляд на природу именно фотографа, снимающего крупным планом: не издалека, не дистанцируясь от наших объектов съёмки, а стараясь перейти на их уровень, ассоциировать себя с ними и делать фотографию с точки зрения самих наших объектов. Второй угол зрения, который перекрывается с первым, это стремление показывать не только эстетически привлекательные, но и находящиеся под угрозой исчезновения или малопредставленные в природе редкие краснокнижные растения. Например, в Ленинградской области, да собственно и по всей России, почти все орхидеи занесены в Красную Книгу. Это произошло потому, что у них очень специфические требования к окружающей среде и, поскольку человек активно трансформирует эту среду, для растений и точно так же для животных остаётся все меньше и меньше места.

Отчасти это толкает нас к работе либо в заповедниках, либо в национальных парках, – в особо охраняемых природных территориях, либо в тех уголках, куда человек ещё не добрался или не успел испортить или и не доберётся, поскольку они просто неподходящие для человеческой деятельности. На первой фотографии вы видите орхидею-тайник. Она не случайно так и называется по-русски: тайник – это растение, которое спряталось. Это растение невысокое, цветки даёт зелёненькие, и его чрезвычайно сложно заметить в траве, даже если знать, что искать. Поэтому этот снимок как раз повествует о спрятавшейся орхидее и о том, как при этом она умудряется блистать в своём окружении."



⁃ Вы биолог по образованию?
⁃ Да, я кандидат биологических наук. У меня область немного ближе к клеточной и молекулярной биологии, но растительной.
⁃ Как давно вы сотрудничаете вместе с Юлией?
⁃ О, я даже затрудняюсь теперь вспомнить когда это было. Мы познакомились лет наверно 9-10 назад. В университете я делал небольшую выставку, тогда мы и познакомились. Оказалось, что у нас очень похожие взгляды , но немножко разные стили. Хотя иногда о моих работах Юля говорит, что это сделано в ее стиле, а иногда она делает кадры, которые можно было бы, не зная, скорее мне атрибутировать. Но это очень здорово, что взгляд на макрофотографию общий, и спустя несколько лет мы подошли к тому, чтобы организовывать мастер-классы по макрофотографии. И собственно "макрокласс" это слово, которое я придумал, чтобы назвать наш проект, который как в классе обучает макрофотографии. Слово оказалось очень удачным и при этом оно исчерпывающе описывает суть работы.
Но помимо выставочного у нас есть мастер-классы, на которых обучение проходит в дикой природе. Это не студийный формат, где скорее это была бы лекция, а не мастер-класс. Мы эти мероприятия организовывали всегда в дикой природе, например, на базе какого-нибудь заповедника. Это обязательно отключение от городской действительности для того, чтобы полностью сосредоточиться на макросъемке. И помимо работы ведущего мастер-класса одновременно нам зачастую удаётся делать снимки, которые, с одной стороны, – выставочного формата, с другой стороны, они полностью удовлетворяют нашим требованиям к художественности к качеству снимка , что не всегда сподручно делать, когда ведёшь обучение. Но иногда это получается. Примерно половина этих снимков как раз сделаны в том числе и во время полевых мастер-классов. Здесь больше фотографий https://macroclass.ru

⁃ Вы сказали "делали" мастерклассы. В прошедшем времени. Сейчас не проводите их?
⁃ Мы взяли тайм-аут, скажем так, в прошлом году, чтобы найти способ развиваться дальше. Не продолжать по накатанной, что уже не интересно, а именно развиваться в направлении глубины, смысла, художественной составляющей и главное эффекта, который эти работы оказывали бы на зрителя. Мы пришли к такому выводу, что нужно сотрудничать в дальнейшем с заповедниками или с национальными парками.

В прошлом году и сейчас зимой мы ведём переговоры с разными заповедными территориями для того, чтобы во время такого мероприятия можно было максимально совместить интересы всех людей, кто в этом бы участвовал. А именно обеспечить для заповедной территории качественные съёмки, интересные под новым углом, которые они могли бы использовать в своей эколого-просветительской работе, может быть в календарях. Применение снимков может быть очень разное, иногда даже научное применение, когда сняты какие-то уникальные моменты. Чаще всего они никакой художественной составляющей не имеют, но при этом могут быть полезны. Это с одной стороны.


С другой стороны, у многих национальных парков, заповедников есть навязанные обязанности проводить какие-либо эколого-просветительские мероприятия, а здесь по сути мы предлагаем совершенно готовое фундаментально продуманное мероприятие, которое имеет и фотографический выхлоп, и даёт развитие заповеднику. В идеале здесь могли бы присоединиться и сотрудники заповедника, как участники мастер класса, поскольку они, по сравнению с нами, обладают колоссальным преимуществом – они постоянно на территории . Как правило, получается, что в части фотографии они менее опытные, либо хотят, но не знают как. Конечно не все, но чаще всего это так, и нам было бы очень радостно, если бы для них и в этом плане было бы полезно мероприятие. Ну конечно для участников это и объекты, и возможность работы на заповедной территории. Для нас – знакомство с новыми экосистемами, поиск объектов, которые бы позволили сделать снимки, может быть, в продолжение серий, которые снимаются годами. Например, здесь на выставке есть фотографии, сделанные больше десяти лет назад, но они не утрачивают своей актуальности. И хочется эту серию продолжать, но не находишь сюжетов.

⁃ И поэтому нужны новые места..
⁃ Да, иногда бывает так, что случайно где-то оказавшись, попадаешь на такой кадр, который ложится в струю уже давно начатой серии. Поэтому в прошлом году мы мастер-классы не проводили и, я надеюсь, что уже в этом году или по крайней мере в следующем
мы их возобновим, так как в этом плане для нас важнее качество, а не количество. Мы этот проект естественно не забросили.
⁃ Уже есть намётки о местах проведения следующих мастерклассов?
⁃ Да, мы примерно с четырьмя-пятью заповедными территориями переговариваемся сейчас.


Юлия Втюрина: Фотографировать я хотела всегда, но купить хорошее фотооборудование смогла только в 2007 году, поэтому этот год можно считать началом моего хобби. Всегда хотела фотографировать именно природу, этим и занялась.

- А вот этот ваш уникальный необыкновенный стиль, как он образовался? Сказочная картинка впервые получилась случайно и вы увидели как это красиво и стали продолжать так дальше или она сначала сложилась в ваших мыслях и потом вы смогли осуществить это в фотографии?
- Да не то чтобы она "впервые получилась". Просто смотришь на то, что получается, понимаешь, что хочешь получить другую картинку, пытаешься, пытаешься. В конце концов находишь как это снять. Нет, не случайно. Я вижу её изначально мысленно. Это как бы иллюстрации для каких-то фантазий. Почему именно сказки? Ну не знаю... Наверно верю в сказки...
- Ваша работа связана с творчеством?
- Да, я дизайнер по интерьерам.


Юлия Втюрина о фотографии "Солнечный дождь".


"Эта фотография сделана во время проведения одного из мастер-классов в Валдайском заповеднике в Новгородской области. Мы снимали смолку - эти цветочки, которые на фотографии, - они растут иногда отдельными кустиками, но часто образуют большие куртины по несколько квадратных метров до десятка квадратных метров, я даже видела несколько сотен квадратных метров, такие сплошняковые заросли и при этом все окрашено вот в этот довольно красивый пурпурный цвет. Мы снимали смолку, была переменная облачность, солнышко то появлялось, то скрывалось за тучки, близился вечер, начинался закат, и очередные тучки, которые пришли, принесли грозу. Начался ливень, но солнце не скрылось. Крупные капли, каждая из которых видна. Заходящее солнце, подсветило эти капли, и создало вот эту красивую картинку. Иногда какие-то хорошо пойманные атмосферные явления очень помогают. Главное их не испугаться. Мы не испугались, накрылись куртками, укрыли оборудование, продолжили съемку. И получился снимок, который в своём роде уникален, потому что повторение всех тех же параметров маловероятно."


Григорий Пожванов о фотографии "Рябчик русский"


"Рябчик русский - растение краснокнижное. Так сложилось, что оно растёт по разным балкам, неудобьям для сельхозтехники, поэтому в Белгородской области это растение сохраняется в основном по оврагам, на тех территориях, которые не распаханы. Ну и разумеется, в заповеднике Белогорье, где в принципе нет такого природопользования. Примерно как и орхидею тайник, рябчик сложно заметить в траве, потому что стебель очень тонкий и, пока цветков нет, они абсолютно сливаются с растительностью. Нам их показали ботаники из Нового Оскола. Сами мы, наверно, их бы там не нашли, даже если бы знали где их искать. И хорошо, что не искали, потому что могли бы их легко затоптать.

Этот экземпляр я заприметил ещё днём, когда нам их показывали, но днём свет был совершенно не интересный, очень скучный и слишком контрастный для того, чтобы выявить его форму. Ближе к закату мы вернулись на поляну с рябчиками. Я нашёл нужный ракурс, поставил аппаратуру, и дальше пришлось долго-долго ждать. Я видел, что верхняя часть неба затянута облаками, но у горизонта именно с запада оставался просвет. Посмотрев в специальной программке Ephemeris, которая позволяют рассчитывать время и азимут захода солнца, я прикинул, что нам может посчастливиться, и стоит подождать.


Мы втроём с Юлией и с участником мастер-класса Дмитрием Монастырским из Ростова-на-Дону сидели, общались, шутили, рассказывали анекдоты друг другу. Успел пройти дождик. Мы все сидели и ждали, когда же наконец вспыхнет солнце. Это заняло час с лишним. Ребята веселились наверху. Госинспекторы привезли вино домашнего изготовления. Мы иногда слышали их дружный хохот. А мы втроём сидели внизу на склоне. У всех разные ракурсы какие-то были примечены. Мы просто ждали, когда же наконец солнце подойдёт. Ветер сдувал постепенно облачный фронт, а солнце постепенно садилось. И вот дальше наконец случился этот самый момент, который мы все дожидались. Солнце наконец опустилось в просвет между облаками и горизонтом. Это продолжалось буквально минут пять. Просто залило солнцем этот склон, поэтому и рябчик "вспыхнул". И трава вокруг него тоже "вспыхнула". Здесь совершенно чистые цвета. Ничего не изменено практически. Может быть чуть-чуть приглушены оттенки зеленого. И родился такой кадр. Для меня, честно говоря, такие макро-кадры особенно ценны. Когда понимаешь, какая сделана работа, и когда она действительно была не впустую, а привела к такой запоминающейся фотографии, это воспринимается как заслуженный успех. И эта фотография выражает суть растения рябчик: "огненный" цветочек, очень скромный в траве."


"Предзимье на Курильском озере или Пора в берлоги". Проект Константина Шатенева



"Медведей я снимаю уже где-то восемь лет. Бывал в разных медвежьих регионах мира, Много раз в Карелии, на границе Финляндии и России, несколько раз на Аляска и  Камчатке. Интересно наблюдать за медведями в разное время года. И давно хотелось поснимать косолапых в предзимний период перед залеганием в берлоги. В прошлом году моя мечта осуществилась, мы отправились на Курильское озеро в Южно-Камчатский заказник в конце ноября.Где уже лежал устойчивый снежный покров.

Вообще Курильское озеро замерзает  только раз в десять лет  в самые сильные морозы.  Это бывшая кальдера вулкана.  А нерка - красная рыба, которую ловят медведи, - идёт там до января месяца. Поэтому, часть медведей ложится в берлоги с первым снегом, идут на сопки, и где-то там делают берлогу.  Другие же,  ещё продолжают кормёжку на озере. Рыбы в это время уже не много, и с каждым днём её всё меньше и меньше. Погода  становится совсем зимней, идёт снег, временами поднимается ветер и начинается метель. Тяжело это для медведей, это грустная погода, и бывает  трудно поймать рыбу.  Но для фотографов это  очень интересная погода, так-как можно сделать необычные атмосферные снимки со снегопадом. Вот нам, в этом плане, действительно с погодой повезло, снег валил каждый день….


Снимать медведей в это время на Курильском озере - это не так, как летом, когда ты ходишь по берегу, а они бродят вокруг тебя. Предзимье это для них очень важный и интимный период.  Они становятся осторожными и пугливым, их раздражает присутствие других медведей и в том числе и людей. Ведь никто не должен знать, где они будут спать…То есть, они сразу же при приближении человека по берегу поворачиваются и уходят. Поэтому снять в это время медведей можно только с подъезда  лодки, что мы и делали в течение пребывания на озере. Плавали на лодке и искали удачные  сюжеты для съёмки, лодку они внимание обращают меньше и позволяют себя фотографировать. В результате получилась серия интересных снимков, которая сейчас представлена мной отдельным проектом на фестивале "Первозданная Россия".


Ещё хочется рассказать по поводу залегания в берлогу. В проекте есть фотография,  где медведица стоит на задних лапах перед вырытой ямой. Она действительно обследовала это отверстие и, я так понимаю, у неё были мысли а не подойдёт ли это для берлоги? Повторюсь, что это очень личный  и интимный момент в жизни медведей. Обычно они выбирают и готовят берлогу заранее, вырывают яму либо находят, углубление, расщелину  или пещеру,обычно  повыше на сопке, готовят её, делают настил. А для залегания в берлогу, ждут момента, когда наступает снежная погода с метелью чтобы их следы были тут же заметены, и никто  никогда не знал, где они спят.


В это трудное время предзимья интересно смотреть, за медвежатами. Какие они  грустные в этот период!  Если в обычно летом  они жизнерадостно  играют, то тут понуро бредут за  за мамой, опустив головки, и смотрят только под ноги. Безнадёжность в каждом движении..Ведь для них это первая зима в сознательном возрасте..

Хочется ещё сказать пару слов о медвежьих углах планеты. Вот Курильское озеро это как раз одно из таких уникальных мест, здесь медведей  больше всего на планете. Самая большая их численность на единицу площади находится в Южно-Камчатском заказнике, по берегам Курильского озера. Мы были на Аляске, снимали медведей в Карелии, это ещё два медвежьих угла планеты, там много медведей, но количество косолапых на Курильском восхищает! Например, летом мы шли вдоль реки Хакацин, по тропе, поднимаясь от Курильского озера к месту, называемому "сыпучка" - обнажение берега, который осыпается. Это пять километров по тропе вдоль реки, там пороги и обычно интересно снимать медведей. И  по дороге  мы насчитали 85 косолапых! Это очень много!
Биологи обычно считают медведей не осенью и летом, а весной, когда можно делать объективные подсчёты. Ведь летом и осенью, во время хода лосося, они собираются здесь со всей округи, что не позволяет их правильно сосчитать.. "


Владимир Нейморовец представил фотографии пауков


"Насекомыми я «заболел» ещё в детском саду, когда впервые увидел жука-носорога и жука-оленя и был просто поражён. Насекомые стали для меня «всем». Сколько я себя помню, столько я за ними наблюдал, собирал. С раннего детства любил читать книги о природе, особенно любил книги с фотографиями. Но больше всего меня восхищали фотографии насекомых. Я не мог понять, как же люди так фотографируют, и сам очень хотел научиться делать такие фотографии. Но в то время у меня был фотоаппарат «Смена-Символ», которым было проблематично снять даже крупный цветок. Этот фотоаппарат мне подарила бабушка, когда мне было одиннадцать лет. В двенадцать я начал фотографировать всё вокруг - одноклассников, родственников.


Но однажды в журнале «Костёр», который я нашёл в куче школьной макулатуры, я прочитал статью Виталия Николаевича Танасийчука, где он рассказал, как можно очень простым способом переделать фотоаппарат типа «Смены» и с помощью этой конструкции снимать насекомых. Я сделал всё, как он там писал. Просто надо было какую-нибудь линзу приставить к объективу и приладить «рога», точно определяющие дистанцию фокусировки. Я начал фотографировать всё, что попадалось в огороде. Фотографии с первой же плёнки попали на районный конкурс. Это было в 1985 году. И я получил приз – книгу П.И. Мариковского «В мире насекомых с фотоаппаратом». Вот так, с пятнадцати лет я и начал заниматься съёмкой насекомых.


Позже были разные «ФЭДы», «Зениты» всякие другие фотоаппараты.
А прорыв наступил в 1995 году, когда мне стали доступны более качественные фотоматериалы и процессы их обработки. Тогда же я приобрёл легендарный «Pentax K-1000» и полноценный макрообъектив к нему, дающий увеличение 1:1. Я начал использовать оборачивающее кольцо, что совместно с удлинительными кольцами позволяло достичь больших увеличений.  Параллельно с этим я учился в университете, куда я поступил не сразу. Сначала отучился в техникуме, потом была армия. И только после этого я осознано поступил на биофак. Моей специализацией была энтомология. После окончания университета я приехал в Санкт-Петербург, поступил в аспирантуру Зоологического института, окончил, защитился и стал профессиональным энтомологом. После окончания аспирантуры и до сих пор работаю в Институте защиты растений. Для научной работы я также фотографирую насекомых, но это совсем другая история, это техническая фотография – иллюстрации к научным текстам. Насекомые здесь мёртвые в самом прямом смысле. То, что я люблю фотографировать, представлено на этом фестивале. Это мало связано с научной деятельностью."



"Мандаринка". Проект Тосидзи Фукуды


Этот японский фотограф уже много лет является членом Санкт-Петербургского Клуба фотоохотников. Кроме того он Почётный член Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения Российской академии наук и обладатель многих званий и наград. Фукуда-сан фотографирует природу Дальнего Востока России с 1990 года. На протяжении многих лет он занимался фотосъёмкой амурского тигра.


"Для меня фотография это не хобби и не бизнес, это моя жизнь. Каждый раз, когда занимаешься фотографированием дикой природы, не смотря на то, что ты используешь уникальные технику и технологии, в первую очередь нужно иметь сердце, любящее природу. Начиная с 1990 года я проводил в России от 50 до 150 дней в году, посвящая это время съёмке природы Дальнего Востока."


Выступая на фестивале, Фукуда-сан продемонстрировал фотографии белого медведя, амурского тигра, рыбного филина.

"Но сейчас я сосредоточился на съёмке уточки мандаринки. По мнению журнала National Geographic она признана одной из самых красивых в мире. Дословный перевод её названия с японского языка означает "милая уточка". Занимаясь фотографированием уточки мандаринки в Японии и России, я понимаю насколько тесно взаимосвязан наш мир, я понимаю, что это уточка, которая преодолевает все границы, это символ дружбы между Японией и Россией."



Фотографии Евгения Петровича Горинова



Евгений Петрович Горинов родился в 1932 г., в 1964 г. увлёкся фотосъёмкой дикой природы, а в 1966 г. вступил в Ленинградский клуб фотоохотников ЛООиР (Ленинградское Общество Охотников и Рыболовов).

Клуб фотоохотников был создан 9 мая 1963 года в Ленинградском обществе охотников и рыболовов. Инициативу его создания проявили охотники и рыболовы неравнодушные к фотографии. Так родился один из старейших фото-клубов нашей страны, который стал родоначальником творческих объединений фотографов дикой природы в СССР.


С приходом в клуб Евгений Петрович принял самое активное участие в его работе, он многие годы был членом художественного совета клуба, был многократным призером и победителем ежегодных клубных фотоконкурсов. Евгений Петрович участвовал и побеждал в городских, республиканских и международных фотоконкурсах, являлся победителем и неоднократным призёром на Всесоюзном конкурсе “Охота с фотоаппаратом”. Евгений Петрович имеет множество публикаций в журналах, книгах и фотоальбомах о природе, постоянный участник различных фотовыставок, в том числе персональной выставки “Этюды фотоохотника” в Зоологическом музее в 2007 г.


По основной профессии Евгений Петрович - инженер-конструктор, и это откладывало отпечаток на его увлечение фотоохотой. Он постоянно изобретал новые фоторужья, фотокапканы, фотоавтоматы, дальнобойные вспышки, палатки для съёмки и многое другое. В ту пору это были новаторские идеи и изобретения, которые позволяли получить отличные кадры. Евгений Петрович всегда очень тщательно готовился к фотосъемке: изучал повадки животных, устанавливал заранее съёмочные укрытия и поэтому получал отличные результаты.
Евгений Петрович каждый год изготавливал и развешивал в лесу дуплянки для привлечения птиц, и это приносило не только пользу пернатым, но и отличные фотографии для самого фотоохотника. Благодаря этому им были сделаны интересные снимки синиц, гоголей, мохноногого сыча и других птиц.


Евгений Петрович активно занимался фотоохотой до 85-ти летнего возраста, а сейчас предоставляет свои фотографии тем, кто в них заинтересован. С его творчеством можно познакомиться на его сайте “Этюды фотоохотника”: http://www.gorinov.spb.ru/

Евгений Петрович внёс неоценимый вклад в развитие фотоохоты, привлёк в Клуб много новых фотоохотников, передавал и передаёт до сих пор свой богатый опыт сегодняшним членам Санкт-Петербургского клуба фотоохотников ЛООиР и всем любителям природы.

Сергей Савви. Фотография "Проплывая над Волгой"

Члены фотоклуба отправляли и индивидуально свои работы на фестиваль, не только в рамках проектов. В частности фотография Сергея Савви, на которой редкая краснокнижная птица орлан-белохвост в полёте, прошла отбор.


"Кадр был сделан ранним утром, с лодки, на которой вместе с ведущим научным сотрудником Астраханского заповедника Германом Русановым мы отправились на учет птиц. Внезапно из тумана показался орлан, он парил в рассветных лучах, свободный и прекрасный, здесь ему ничего не угрожало... Тогда как в других регионах России из-за вырубки пойменных лесов, освоения прибрежных участков для строительства и туризма, из-за браконьерства и разорения гнёзд численность орланов сокращается."

"У гнезда осоеда. История наблюдений 2018 г."



Кроме проектов фотоклуба на фестивале было ещё одно выступление петербуржцев. Член Клуба фотоохотников Игорь Шилохвост представил их совместный с Олегом Махматкуловым проект "У гнезда осоеда. История наблюдений 2018 г.", осуществлённый в Ленинградской области. На протяжении нескольких месяцев фотографы наблюдали и вели фотосъёмку из построенного поблизости специального скрадка. Два дня в нём довелось провести и мне в наблюдениях за этими красивыми птицами и их птенцами.



А в заключение рассказа о Клубе фотоохотников ЛООиР на фестивале "Первозданная Россия" хочется привести слова члена Правления Союза Фотографов Дикой Природы Виктора Тяхта.


"К шестому порядковому номеру Первозданной России фестиваль обзавелся своими устойчивыми традициями, некоторые из которых радуют. СФДП прочно занял место партнера фестиваля, обеспечивая большую часть фоторабот и программы выступлений. Мы уже привычно определяем первый, самый содержательный пункт программы - День фотографа дикой природы. И в числе этих традиций - регулярное и весомое участие питерских фотографов. Особенно приятно, что наши коллеги ежегодно высаживают в Москве мощный творческий десант. Их можно пообнимать, разговорить и всячески насладиться не таким частым личным общением.


Наличие узнаваемой питерской школы природной фотографии - это объективный факт, во многом определяющий лицо российской фотоанималистики и макро-фотографии. В этом году фотоработы и выступления Константина Шатенева, Юлии Втюриной, Григория Пожванова, Игоря Шилохвоста, Владимира Нейморовца и других украсили фестиваль, поддерживая его высокий качественный уровень. Хочется верить, что творческий потенциал Клуба фотоохотников ЛООиР и Петербургского отделения СФДП и дальше будет порождать удивительный, притягивающий внимание контент, потому что на меньшее избалованный уже привычкой к шедеврам зритель не согласится."


Команда фотоклуба уже вернулась из Москвы домой, но фестиваль только начался. До 17 февраля он будет продолжаться в Центральном Доме Художника, а затем отправится путешествовать по городам России. Однажды приедет и Санкт-Петербург. Обязательно мы его здесь посетим, чтобы ещё раз прикоснуться к прекрасному и окунуться в необыкновенную незабываемую атмосферу "Первозданной России".



Использованы фотографии Валерия Шишенкова, Юрия Соколкова, Сергея Кузнецова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий