воскресенье, 12 мая 2019 г.

Токование тетеревов в Нижне-Свирском заповеднике


В последних числах апреля мне выпала счастливая возможность побывать в Нижне-Свирском заповеднике по приглашению заместителя директора по экологическому просвещению Анны Панкевич. И не просто побывать, а провести три ранних утра в скрадке, который известный фотограф-анималист и сотрудник заповедника Анатолий Смирнов установил на тетеревином току. К концу апреля в этом году тока уже близились к завершению. "Пока идут, но успеете ли?" - сомневался Анатолий, когда мы разговаривали предварительно по телефону. Мне повезло! Я их застала. Исполнилась моя давняя мечта - увидеть токование тетеревов.

Сесть в скрадок нужно ещё затемно, чтобы птицы не заметили посторонних на своей территории. "В 3:30 вы должны быть уже там", - наставлял меня Анатолий. В темноте я приехала в Ковкеницы и мы спешно пошли к полю, которое вот уже много лет тетерева облюбовали для своих необыкновенных поединков. Когда-то давно это было колхозное поле. Здесь сеяли овёс и, бывало, медведи выходили сюда из леса, чтобы им подкрепиться. А звуки токующих тетеревов доносились с болота, расположенного чуть дальше. Потом колхоз прекратил свою работу, но в этих местах уже был образован Нижне-Свирский заповедник. Поле начало зарастать травой и редкими сосенками. Тетерева переместились сюда. Особенно многочисленные тока Анатолий наблюдал с 2008 по 2015 годы. В последнее время - лишь 2-3 самца и 1-2 самки. Впрочем однажды в конце этой зимы прилетели сюда одновременно 8 тетеревов и 10 тетёрок и хотя весеннее токование получилось обычным для последних лет, как знать, может быть есть надежда на возвращение больших токов?


Итак, в темноте Анатолий привёл меня на поле, поросшее невысокими молодыми сосенками, посадил в скрадок - палатку, замаскированную сосновыми ветками - показал куда смотреть и спешно ушёл, чтобы ненароком не напугать птиц. Установив штатив и настроив фотоаппарат, я во все глаза стала всматриваться в пейзажи, открывающиеся мне в два маленьких, примерно, по размеру объектива окошка палатки, и вслушиваться в звуки утра, голоса просыпающихся птиц. Иногда было слышно, как птица перепрыгивает с ветки на ветку сосенок, укрывающих скрадок, и щебечет о чём-то менее, чем в полуметре от меня.


Увы, периодически с другого берега Свири, с незаповедной территории, доносились выстрелы, а иногда самая настоящая канонада... Сезон охоты на водоплавающую дичь в северных районах Ленинградской области открылся как раз в этот день 27 апреля. Полагаю, что охотники особенно предпочитают места, граничащие с заповедником, так-как наверняка здесь должно быть много птиц.

Между тем я провела в скрадке уже более полутора часов.


Но где тетерева? Почему никого нет? Неужели они так и не прилетят? Неужели я опоздала и тока уже закончились? Ну как же так???

И вдруг! В 5:20 прямо передо мной я увидела подлетающую и садящуюся на землю яркую чёрно-бело-красную птицу. Тетерев!!! Ну наконец-то! Ура, я вижу тетерева! ))


Тетерев же поначалу стал прохаживаться по полю, иногда замирая, вытянув шею и оглядывая окрестности, видимо, оценивая обстановку. Не совсем близко, от меня примерно метрах в шестидесяти.


Не обнаружив причин для беспокойства, он приступил к токованию. Поскольку я впервые была на току, для меня всё было удивительно. Какое-то время, пригнув к земле голову и растопырив хвост, тетерев кружился на одном месте, издавая звуки, похожие на голубиное воркование.


Затем в какой-то момент он вскакивал и, вытянув шею вверх, издавал громкий и резкий боевой клич.


Во второе и третье утро я услышала, что этот громкий узнаваемый звук предваряет появление тетерева на площадке перед скрадком. То-есть сначала он где-то начинает кричать, а потом прилетает сюда. Скорее всего, так было и в первое утро, но я ещё не знала этого тетеревиного крика. Также, пока я наблюдала действия первого тетерева, я попробовала подобрать слово. Как назвать те и другие звуки, издаваемые токовиком? Но потом мне рассказали, что для них есть устойчивые выражения - бормотание и чуфыканье. Крутится вокруг себя на одном месте - бормочет, вскакивает и кричит, призывая соперников, - чуфыкает.


Как заворожённая, я разглядывала тетерева и пропустила момент, когда появилась самка. Увидела её уже сидящей на макушке одной из сосенок.


Я успела сделать всего лишь два кадра, как она слетела на землю и замерла, всматриваясь в бормочущего и чуфыкающего самца. На поле много низинок. Тетерка устроилась в одной из них. Мне была видна только её голова.


В этом рассказе я описываю события наблюдений первого утра. Но фотографии выбираю из разных дней, если есть подходящие к повествованию. Дело в том, что в первое утро была пасмурная погода, плюс я фотографировала объективом 300 мм, не используя телеконвертер. Во второе утро к моменту прилёта тетеревов светило яркое солнце, а в третье к солнцу добавился красивый утренний иней на траве и сосновых ветках, который ещё сохранялся в начале тока. И во второй и третий день я прикрутила телеконвертер, увеличив фокусное расстояние до 420. Фотографии второго и третьего дня получились лучше, чем в первый. Но в первое утро была интереснее история. Вот поэтому я выкладываю здесь такой симбиоз. )) Но я отвлеклась. Продолжаю историю.

Тетерка рассматривала токующего тетерева. Эта картина оставалась неизменной уже 15 минут. Не происходило ничего нового, и в какой-то момент я бросила взгляд в левое окошко скрадка, посмотреть нет ли на поле каких-то других животных. Анатолий говорил, что здесь может появиться лиса или даже лось, если повезёт.
Неожиданно там я увидела второго самца! А точнее его хвост, торчащий среди сухой травы.


Тетерев притаился под сосенкой, внимательно наблюдая за происходящим, собирая информацию и оценивая обстановку.


Проанализировав ситуацию, он приступил к действиям. Пригнув голову к земле, я бы выразилась "набычившись", тетерев решительным быстрым шагом, постепенно всё более ускоряясь, целеустремлённо направился в сторону соперника.



В конце он уже бежал, для устрашения противника подпрыгнул и тоже издал громкий боевой клич. Вызов принят!


Далее началось противостояние двух тетеревов.


Особенных боёв между ними не было.


Они то громко чуфыкали друг на друга, иногда наскакивали,


а часто один из тетеревов прятался от другого за деревцем.


Иногда они принимались кружиться вокруг себя каждый на своём месте и бормотать,


потом расходились в разные стороны,


потом сходились снова.


Так или иначе, но в результате один из тетеревов ушёл в сторону, покинул место сражения, а второй остался.


И тут появилась самка. До этого момента её нигде не было видно.


А затем и вторая.


Оставшийся на поляне тетерев, задрав хвост пистолетом, начал ходить вокруг них кругами.






Постепенно они стали удаляться и потом скрылись из зоны видимости в одной из низинок, которых много на этом поле.


Оставшийся тетерев никуда не улетел, а в отдалении продолжал кружиться-бормотать и вскакивать-чуфыкать. Тот, что удалился с самками, через какое-то время тоже вернулся уже один, и ещё долго оба самца находились перед скрадком, прежде чем постепенно уйти куда-то в сторону леса.





Анатолий рассказал мне, что самки прилетают на ток не каждый раз, особенно сейчас в конце сезона токования. Мне действительно в первое утро повезло. Во второе утро на току были три самца и одна самка, которая пробыла там очень недолго и улетела.





А на третий день (30 апреля) самки не прилетели совсем. Три тетерева бормотали и чуфыкали, соперничали и всё напрасно... Позже в этот день Анатолий убрал скрадок с поля. А выглядело это укрытие вот так. Вид с той стороны, где токуют тетерева.


Место действия при свете дня.


Помимо тетеревов и на гораздо более близком расстоянии, чем они, я иногда наблюдала других птиц. По полю прыгали целые стайки певчих дроздов.



Дрозды-рябинники


Каменки



Вот ещё какая-то птичка. Или это та же каменка?


А в третий день, пусть уже не прилетели самки, но я пришла в скрадок всё равно не зря, так как увидела редкую птицу - рогатого жаворонка. Несколько их ходило по полю прямо передо мной.





А ещё в третье утро я видела как вдалеке у кромки леса по полю пробежала лисица...

Так вот они какие тетеревиные тока!... Очень яркие впечатления от первого опыта их наблюдений! Ощущение, что природа приоткрыла мне ещё одну из своих тайн.
Огромная благодарность от меня за это Анне Панкевич и Анатолию Смирнову.
Несколько прекрасных фотографий Анатолия Смирнова мне хочется показать в завершение моего рассказа. В начале апреля, когда тетерева только принимаются токовать, в Нижне-Свирском заповеднике ещё совсем зимние пейзажи.






Спасибо! Надеюсь, до новых встреч! 

4 комментария:

  1. Посмотрите, мое видео на аналогичную тему. Конечно, у нас не так красиво, но жизнь на току кипит...https://vk.com/videos21594051?z=video21594051_456239085%2Fpl_21594051_-2

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Смогу посмотреть вечером.

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир, отличное видео! Какие знакомые звуки бормотания тетеревов, приятно вспомнить. И фотографии у Вас - загляденье! )

    ОтветитьУдалить